взаимоотношений с другими людьми, о критериях и нормах поведения в обществе и в быту. В условиях сотрудничества, сотворчества ребенок развивает в себе качества толерантности, оптимизма, творческой активности. Таким образом, школьный коллектив должен стать для учащегося той средой, где развиваются лучшие человеческие качества. В каждой школе воспитательная система имеет свои особенности, свое лицо. Моделируя систему воспитательной работы нашей школы, закладывая в нее разнообразие элементов и связей, альтернативные пути ее развития, мы выбирали главное, что послужит в дальнейшем для организации системы. Наша школа является Республиканской экспериментальной площадкой «Развитие одаренности личности», в связи с этим в основе цели воспитательной работы школы лежит создание пространства, где будут раскрываться, и развиваться способности и возможности личности, формироваться и совершенствоваться практические умения и навыки через продуктивную, творческую деятельность учащихся. В школе МКОУ СОШ №24 созданы широкие возможности для развития творческих, лидерских, коммуникативных и академических способностей детей. Стержнем и ядром, вокруг которого строится вся воспитательная система школы, более 13 лет является ДУО «Алые паруса». Детская ученическая организация «Алые паруса» - это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях науки, культуры. Спорта, развивать свой интеллект и творческие способности, приобретать умение и навыки поисково– исследовательской работы. Задачи, права и обязанности членов, средства, правовое положение организации – все это прописано в двух ее основных элементах: в Уставе и Положении. Вся воспитательная работа в школе проводится в рамках деятельности ДУО «Алые паруса».Одной из основополагающих идей ДУО является расширение сферы удовлетворения разнообразных интересов и потребностей детей. А главная задача: выявление и развитие способностей и склонностей детей и подростков, реализация интеллектуальных, моральных, социокультурных и физических возможностей.
В школе создана широкая сеть кружков, секций, элективных курсов, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся.Эффективно используются в воспитательной работе с учащимися возможности городских учреждений: ЦДОД, культурно-спортивного комплекса, музыкальной и художественной школ, что говорит о сложенной системе совместной деятельности с общественными организациями по внешкольному воспитанию.
Ведущий вектор развития способностей школьников направлен на стремление обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальностью, т. е. создать каждому ученику условия для максимальной самореализации через саморазвитие, которое приведет к улучшению и развитию его природных данных через: педагогику сотрудничества, личностный подход, свободу выбора, игровые методики. --- Форма общешкольного воспитательного плана - это планирование по тематическим периодам. Особенность этой модели состоит в том, что годовой ее цикл концентрируется вокруг четырех комплексных тематических периодов (КТП), представляющих собой целевые воспитательные комплексы. Они включают в себя ряд разнообразных по содержанию и масштабу мероприятий, объединенных общей тематикой и заканчивающихся общешкольным КЛЮЧЕВЫМ ДЕЛОМ. Такие мероприятия нужны детям как вид творчества, они значительно расширяют поле самореализации для каждого школьника, воспитательная роль праздника состоит в его мудрости - «развлекая, поучать».
Высоким достижением самоуправления в ДУО «Алые паруса» является проектирование демократического уклада жизни школы через систему самоуправления учащихся по ступеням: «Лестница-чудесница», «Тинэйджер», «Лидер», а также разработка и реализация различных проектов: «Школьная форма», «Ученический дисциплинарный Совет», а также советом старшеклассников разработан конкурс-смотр «Лучший класс-экипаж» На протяжении учебного года отслеживается работа классов-экипажей. Промежуточные итоги подводятся в конце месяца. Советом Старшеклассников введен праздник «День пирога», на котором вручается пирог лучшему классу-экипажу. В конце учебного года по результатам достижений присваивается звание «Лучший класс-экипаж года» Отрадным является тот факт, что рядом с детьми в этот момент в роли консультантов, помощников вместе с учителями находились и родители. Эффективность воспитательной деятельности школы в том, что школьный коллектив не делится на педагогический и ученический, а представляет собой единое целое. Наше содружество дало толчок к рождению оптимальной системы воспитания всех участников творческого процесса. Начав с коллективных дел, в процессе развития мы пришли к ежегодно проводимым совместным мероприятиям : День Защитника Отечества, День самоуправления, День Учителя, День Ученика, День дошкольника, День Семьи, конкурс песни и строя, парад юнармейских войск, новогодние спектакли, к созданию творческих мастерских, групп, лаборатории творческих инноваций. Наша школа стала инициатором проведения районного форума детских объединений и органов ученического самоуправления «Мы вместе». На форуме собрались представители различных общественных объединений, команд ученического самоуправления они имели возможность свободно общаться друг с другом. Именно в таких объединениях подростки проходят «уроки жизни», получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации. Моделируя систему воспитательной работы нашей школы, закладывая в неё разнообразие альтернативных путей её развития, мы решаем задачи эффективной организации воспитательного процесса.