Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся Нормативное регулирование Педагогическим работникам Обучающимся Родителям (законным представителям) обучающихся Детские безопасные сайты

Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»: /rekomendacii.pdf

Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет»: /metodrec2017.pdf

Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/

Педагогическим работникам об информационной безопасности

 

Об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс ка­са­ет­ся наи­ме­нее за­щи­щен­ных от про­па­ган­ды чле­нов об­ще­ства – де­тей и под­рост­ков. В свя­зи с этим си­сте­ма ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции долж­на не толь­ко обес­пе­чи­вать со­хран­ность баз дан­ных и со­дер­жа­щих­ся в них мас­си­вов кон­фи­ден­ци­аль­ных све­де­ний, но и га­ран­ти­ро­вать невоз­мож­ность до­сту­па в сте­ны кол­ле­джа лю­бой про­па­ган­ды, как неза­кон­но­го ха­рак­те­ра, так и без­обид­ной, но пред­по­ла­га­ю­щей воз­дей­ствие на со­зна­ние уча­щих­ся в за­ве­де­ни­ях сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Пе­да­го­ги­че­ско­му ра­бот­ни­ку крайне важ­но иметь на­вы­ки ме­диа­гра­мот­но­сти и «ин­фор­ма­ци­он­ной ги­ги­е­ны», уметь ра­бо­тать с совре­мен­ным про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем, знать ос­нов­ные ас­пек­ты ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти, а так­же при­ме­нять ука­зан­ные на­вы­ки не толь­ко в по­все­днев­ной жиз­ни, но и в об­ра­зо­ва­тель­ном про­цес­се. Ин­фор­ма­ци­он­ная без­опас­ность об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции вклю­ча­ет си­сте­му мер, на­прав­лен­ных на за­щи­ту ин­фор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства и пер­со­наль­ных дан­ных от слу­чай­но­го или на­ме­рен­но­го про­ник­но­ве­ния с це­лью хи­ще­ния ка­кой-ли­бо ин­фор­ма­ции или вне­се­ния из­ме­не­ний в кон­фи­гу­ра­цию си­сте­мы. Вто­рым ас­пек­том дан­но­го по­ня­тия яв­ля­ет­ся за­щи­та об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са от лю­бых све­де­ний, но­ся­щих ха­рак­тер за­пре­щен­ной за­ко­ном про­па­ган­ды, или лю­бых ви­дов ре­кла­мы.

Пе­да­го­ги­че­ским ра­бот­ни­кам необ­хо­ди­мо пом­нить, что в об­ра­зо­ва­тель­ной сфе­ре боль­шую роль иг­ра­ет си­сте­ма мо­раль­но-эти­че­ских цен­но­стей. На ней долж­на ос­но­вы­вать­ся си­сте­ма мер, за­щи­ща­ю­щих под­рост­ка от трав­ми­ру­ю­щей, эти­че­ски некор­рект­ной, неза­кон­ной ин­фор­ма­ции. В це­лях за­щи­ты от про­па­ган­ды необ­хо­ди­мо при­ме­нять нор­мы фе­де­раль­ных за­ко­нов «О за­щи­те де­тей от ин­фор­ма­ции, при­чи­ня­ю­щей вред их здо­ро­вью и раз­ви­тию», «Об ос­нов­ных га­ран­ти­ях прав ре­бен­ка в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», опре­де­ля­ю­щие пра­ва несо­вер­шен­но­лет­них на за­щи­ту от све­де­ний, при­чи­ня­ю­щих вред здо­ро­вью и (или) раз­ви­тию де­тей. К та­ким све­де­ни­ям от­но­сит­ся ин­фор­ма­ция:

  • по­буж­да­ю­щая де­тей к со­вер­ше­нию дей­ствий, пред­став­ля­ю­щих угро­зу их жиз­ни и (или) здо­ро­вью, в том чис­ле к при­чи­не­нию вре­да сво­е­му здо­ро­вью, са­мо­убий­ству;
  • спо­соб­ная вы­звать у де­тей же­ла­ние упо­тре­бить нар­ко­ти­че­ские сред­ства, пси­хо­троп­ные и (или) одур­ма­ни­ва­ю­щие ве­ще­ства, та­бач­ные из­де­лия, ал­ко­голь­ную и спир­то­со­дер­жа­щую про­дук­цию, при­нять уча­стие в азарт­ных иг­рах, за­ни­мать­ся про­сти­ту­ци­ей, бро­дяж­ни­че­ством или по­про­шай­ни­че­ством;
  • обос­но­вы­ва­ю­щая или оправ­ды­ва­ю­щая до­пу­сти­мость на­си­лия и (или) же­сто­ко­сти ли­бо по­буж­да­ю­щая осу­ществ­лять на­силь­ствен­ные дей­ствия по от­но­ше­нию к лю­дям или жи­вот­ным;
  • от­ри­ца­ю­щая се­мей­ные цен­но­сти, про­па­ган­ди­ру­ю­щая нетра­ди­ци­он­ные сек­су­аль­ные от­но­ше­ния и фор­ми­ру­ю­щая неува­же­ние к ро­ди­те­лям и (или) дру­гим чле­нам се­мьи;
  • оправ­ды­ва­ю­щая про­ти­во­прав­ное по­ве­де­ние;
  • со­дер­жа­щая нецен­зур­ную брань;
  • со­дер­жа­щая ин­фор­ма­цию пор­но­гра­фи­че­ско­го ха­рак­те­ра;
  • пред­став­ля­е­мая в ви­де изоб­ра­же­ния или опи­са­ния же­сто­ко­сти, физи­че­ско­го и (или) пси­хи­че­ско­го на­си­лия, пре­ступ­ле­ния или ино­го ан­ти­об­ще­ствен­но­го дей­ствия;
  • вы­зы­ва­ю­щая у де­тей страх, ужас или па­ни­ку, в том чис­ле пред­став­ля­е­мая в ви­де изоб­ра­же­ния или опи­са­ния в уни­жа­ю­щей че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство фор­ме нена­силь­ствен­ной смер­ти, за­боле­ва­ния, са­мо­убий­ства, несчаст­но­го слу­чая, ава­рии или ка­та­стро­фы и (или) их по­след­ствий.

Пе­да­го­ги­че­ско­му кол­лек­ти­ву необ­хо­ди­мо ре­гу­ляр­но при­ни­мать ме­ры по предот­вра­ще­нию рас­про­стра­не­ния в школе ин­фор­ма­ции, ко­то­рая мо­жет трав­ми­ро­вать пси­хи­ку де­тей. Это станет од­ной из ос­нов ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти. Ука­зан­ный ком­плекс мер це­ли­ком по­стро­ен на со­зда­нии внут­рен­них пра­вил и ре­гла­мен­тов, опре­де­ля­ю­щих по­ря­док ра­бо­ты с ин­фор­ма­ци­ей и ее но­си­те­ля­ми. Это внут­рен­ние ме­то­ди­ки, по­свя­щен­ные ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти, долж­ност­ные ин­струк­ции, пе­реч­ни све­де­ний, не под­ле­жа­щих пе­ре­да­че. До­пол­ни­тель­но дол­жен быть раз­ра­бо­тан ре­гла­мент, опре­де­ля­ю­щий по­ря­док вза­и­мо­дей­ствия с ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми по за­про­сам о предо­став­ле­нии им тех или иных дан­ных и до­ку­мен­тов.

Кро­ме то­го, эти ме­то­ди­ки долж­ны опре­де­лять по­ря­док до­сту­па де­тей к се­ти Ин­тернет в ком­пью­тер­ных клас­сах, воз­мож­ность за­щи­ты неко­то­рых ре­сур­сов неод­но­знач­но­го ха­рак­те­ра от до­сту­па ре­бен­ка, за­прет на поль­зо­ва­ние соб­ствен­ны­ми но­си­те­ля­ми ин­фор­ма­ции.

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)

1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

Ин­фор­ма­ция о ме­ро­при­я­ти­ях, про­ек­тах и про­грам­мах, на­прав­лен­ных на по­вы­ше­ние ин­фор­ма­ци­он­ной гра­мот­но­сти пе­да­го­ги­че­ских ра­бот­ни­ков МБОУ «СОШ №24»

Да­та На­име­но­ва­ние
сен­тябрь-ок­тябрь 2017г. Се­те­вая Все­рос­сий­ская кон­фе­рен­ция по фор­ми­ро­ва­нию циф­ро­во­го дет­ско­го про­стран­ства «Се­те­ви­чок»
но­ябрь 2017г. Еди­ный урок без­опас­но­сти в се­ти Ин­тернет
но­ябрь 2017г. Все­рос­сий­ская кон­фе­рен­ция по фор­ми­ро­ва­нию циф­ро­во­го дет­ско­го про­стран­ства «Се­те­ви­чок»
ян­варь-март 2018г. Мо­ни­то­ринг без­опас­но­сти ин­фор­ма­ци­он­ной сре­ды си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния на пор­та­ле Еди­ный­у­рок.рф
ян­варь-март 2018г. Все­рос­сий­ское те­сти­ро­ва­ние пе­да­го­гов на пор­та­ле Еди­ный­у­рок.рф

 

Методические рекомендации для педагогических работников

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п. Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет- зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internetproject/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика). Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт. Содержательная часть и объём учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher. Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн» http://detionline.com/internet-project/competence-research. При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.